На фоне последних новостей про батискаф Титан не перестаю удивляться "безумству храбрых". Несколько лет назад что-то побудило меня к изучению истории батискафов, и вот что я узнал.
На фоне последних новостей про батискаф Титан не перестаю удивляться "безумству храбрых". Несколько лет назад что-то побудило меня к изучению истории батискафов, и вот что я узнал.
Батискаф - в принципе своем штука простая, как самолет. Но есть нюансы. Главная фишка батискафа - гондола, в которой находится пилот под нормальным давлением. За счет нормального давления он может достаточно быстро погружаться и всплывать без риска развития декомпрессионной (кессонной) болезни или ДКБ. ДКБ - это когда азот из воздуха, растворенный в крови под давлением, с уменьшением давления начинает из нее выходить. Если не контролировать скорость этого процесса, начинается активное газообразование (как при открытии газировки), которое вызывает закупорку сосудов и в итоге смерть. Поэтому после погружения на большие глубины с аквалангом приходится делать очень медленные и долгие всплытия. Батискаф позволяет находиться в гондоле под атмосферным давлением, а потому лишен риска получения ДКБ при быстром всплытии. Поскольку батискаф погружается на большие глубины, гондолу делают в форме сферы, чтобы она могла держать высокие давления.
Первый батискаф FNRS-2 разработал Огюст Пиккар и совершил на нем буквально пару погружений, после чего сделал уже более знаменитый Триест, на котором с товарищем спустился в Марианскую впадину (это около 11 км от поверхности до дна, на минуточку).
Огюст понимал, что батискаф - штука сложная и опасная, а потому конструкция должна быть простой, как пробка. Как коническая пробка. Поэтому все иллюминаторы и прочие затычки в гондоле имели форму усеченного конуса, чтобы давление их вжимало в корпус плотнее по мере нарастания. Сама же гондола была в форме сферы, изготовленной из двух полусфер с тщательной обработкой и идеальной подгонкой, чтобы стык также уплотнялся за счет огромного давления воды. Суть в том, что сфера - самая прочная форма, поскольку испытывает равномерное давление со всех сторон.
Поплавок, на котором висела гондола, был еще хитрее. По сути это была цистерна, заполненная бензином. Бензин легче воды, поэтому цистерна являлась поплавком, но при этом бензин жидкий, поэтому поплавок не мог быть раздавлен водой снаружи. На случай избыточной плавучести можно было сбросить немного бензина, заместив его водой (кошмар для экологов), а на случай избыточного веса имелся балласт в виде дроби, которая удерживалась в специальных бункерах электромагнитными замками.
Все было продумано практически до мелочей. Даже если возникнут проблемы или сядут аккумуляторы, электромагнитные замки отключатся, дробь начнет высыпаться, и батискаф спокойно всплывет. Насколько я помню, подобные принципы использовались практически во всех последующих батискафах с поправкой на более современные технологии.
А еще у Триеста был прикольный детектор дна, чтобы его не пробить. На корпусе висел стальной трос, закрепленный электромагнитным замком. Когда нижний конец троса касался дна и постепенно ложился на него, он тем самым “разгружал” батискаф, и тот останавливался. Перед всплытием трос можно было скинуть. Таким образом, батискаф мог погружаться очень плавно, и при этом обладал механической и достаточно простой защитой и от падения на дно, а также на случай аварийного всплытия.
В конце 1980х годов СССР заказал в Финляндии два батискафа Мир для исследований океанских глубин. Гондола там, разумеется, была сферической. А вот система аварийного спасения предполагала сброс аккумуляторов в качестве балласта в крайнем случае. На не крайний случай там был спасательный буй с тросиком, по которому страхующий корабль мог спустить с поверхности трос и вытащить батискаф с глубины.
В 90х батискафы были как-то не при делах, поэтому ими заинтересовался Джеймс Кэмерон, и прославил их сразу в нескольких своих фильмах. Наиболее известный, конечно же, Титаник. Менее известный - Бисмарк. В своих документалках Кэмерон показывает работу батискафа изнутри. У Миров уже были внешние манипуляторы, которые очень помогали запускать подводные дроны в корпус Титаника. В общем, материала наснимали за несколько лет на несколько фильмов.
А потом Кэмерон решил пробить дно и таки нырнуть в Марианскую впадину. Но чуть глубже, чем Пиккар. Однако, в США вроде как действовал запрет на изготовление гражданских батискафов, и тогда он тайно обратился к Австралийцам. Там была какая-то хитрая бюрократическая история, после чего австралийцы, спустя 8 лет, выкатили ему Deepsea Challenger. Он весил в 10 раз меньше Триеста и превосходил старичка по всем параметрам. Впрочем, у них разница в возрасте была около 50 лет.
Австралийцы, кстати, применяли ту же финскую технологию при изготовлении сферы, что и в случае с Мирами - снимали все дефектные слои с отливки, значительно повышая прочность металла.
В итоге, Кэмерон смог нырнуть в Марианскую впадину буквально на пару часов. Особо там ничего не увидел, потому что темно, да и что там делать. Однако смог немного поёрзать по дну, повглядываться в бездну и помедитировать под слоем воды в 11 километров. Тем не менее, взял образцы грунта и даже сделал видеозапись бездны. Примерно через 6 часов, когда Джеймс сломал в батискафе практически все, он дернул балласт и всплыл.
Кажется, с тех пор больше таких грандиозных проектов не было.
В общем, батискаф - штука довольно простая, но подходить к ее изготовлению нужно серьезно. Все-таки, не пивная банка.
Если кто погружался в Красном море к кораблям вроде SS Thistlegorm, мог наблюдать там железнодорожные цистерны, смятые давлением, как пивные банки. А глубина там всего 30 метров. Глубина же залегания Титаника в 100 раз больше.
Режиссер «Титаника» Джеймс Кэмерон в рамках съемки документального фильма «Титаник: 25 лет спустя» провел эксперимент и доказал, что в финальной сцене оригинальной драмы, где Кейт и Лео после крушения корабля пытаются спастись на двери, выжить мог только один из них — у второго физически не было шансов. Фрагмент документальной картины опубликовал канал National Geographic.
Кадр финальной сцены фильма «Титаник»
Вопрос о том, была ли неизбежна гибель Лео, много лет волнует фанатов, недовольных концовкой. Некоторые считают, что места на двери хватило бы обоим, но режиссер «убил» главного героя ради большего драматизма. Кто-то даже пытался проводить эксперименты, в том числе команда шоу «Разрушители легенд» — и у них получилось уместиться на двери вдвоем.
Однако Джеймс Кэмерон решил развенчать зрительские заблуждения и в своем эксперименте четко смоделировал ситуацию из фильма (детали он рассказывал журналистам в декабре). Команда режиссера в точности воспроизвела тот самый «плот» из двери. Взяли каскадеров, которые весят столько же, сколько Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет на момент съемок. Их поместили в бассейн с ледяной водой и снабдили набором наружных и внутренних датчиков состояния организма.
Далее была воспроизведена вся сцена с учетом времени нахождения героев в воде: сначала оба борются за плот с еще одним персонажем, затем на дверь залазит Роуз, а Джек пытается забраться следом.
https://youtu.be/YEJph0aIP-U
Оказалось, что у каскадеров довольно быстро наступил холодный шок, их сердцебиение ускорилось, изнуряя организм и быстрее охлаждая кровь. Если бы они вдвоем могли удержаться на плоту, то шансы бы были, но им это не удавалось. Дело было не в размерах двери, а в ее плавучести. Когда Джек залезал на дверь, она переворачивалась. Исследователи опробовали множество способов и убедились, что выжить в такой ситуации может только один человек.
К слову, 10 февраля Paramount Pictures выпустит на экраны кинотеатров обновленную версию «Титаника» в формате 3D 4K HDR и с высокой частотой кадров (трейлер показали неделю назад). Таким образом создатели отметят 25-летие фильма. Выйдя в 1997 году, он побил все мировые рекорды по кассовым сборам (и сейчас является третьим по сумме сборов фильмом в мировой истории) и получил рекордные 11 «оскаров».
Читать полностью: https://news.zerkalo.io/cellar/30637.html?c